07:49 

Про сплаттерпанк

LenaSt
Не стоит распыляться ради людей, которые не хотят видеть в тебе <s>божество</s> достойную личность (с)
*смотрит на календарь* Куда почти месяц лета делся? Човаще, как, почему:facepalm:?
Ладно. Это будет первый пост из серии "про сплаттерпанк", которые я, кажется, с Нового года собираюсь сделать, ага. Пост-преамбула, такскать.

Пожалуй, сплаттерпанк — один из моих любимых жанров в литературе, если не самый, не считая жанрового хоррора и, быть может, weird, — как рассказы Невилла и Мьевиля (последние очень рекомендую, серьезно, как уникальный сборник именно weird-стори, — «В поисках Джейка». Особенно «Амальгаму»).

Традиционно считается, что родоначальником сплаттерпанка является Клайв Баркер, хотя, емнип, тот же Джек Кетчам публиковал свои рассказы еще раньше, но не суть. «Книги крови» Баркера действительно заявили и обозначили сплаттерпанк как жанр в его границах и, конечно, сказать, что это явление в хорроре, — наверное, ничего не сказать, настолько они хороши. Адекватным аналогом «Книг крови» в кинематографе являются два сезона «Мастеров ужаса» (которые, как и КК, содержат отнюдь не только сплаттер-эпизоды, но столь же хороши, пугающи и разнообразны.

Но я начинала знакомство со сплаттерпанком не с Баркера, что, я считаю, очень удачно, потому что, как ни крути, «Книги крови» все же слишком разноплановы, чтобы с уверенностью отнести их к жанровому сплаттеру.

Я начала с Ричарда Лаймона, и первым, что я выловила, были «Игры в воскрешение», и сразу после, — ставшая уже классикой «Ванна» и «Подвал» (который до сих пор — одна из самых любимых моих книг). Затем была «Дорога в ночь», россыпь рассказов и «Остров». Практически все это, в отличие от Баркера, было уже чистым сплаттерпанком, хотя и «старой школы», как я это склонна про себя называть. Затем пришел черед Поппи Брайт. «Изысканный труп» оказался для меня сразу нет, — неверибельный, затянутый и скучный, несмотря на шок-контент, манерный и очень, очень желающий фраппировать читателя. Обильно огламуренный тлен и декаданс, тот случай, когда название действительно очень точно отражает содержание. Если кому интересен женский взгляд на жанр, есть Моника Джей О'Рурк, например.

Разочаровавшись в очень нашумевшем в те годы «Трупе», я принялась утешаться Баркером. Он, конечно, великий писатель. Один из лучших кого я знаю. Но разброс его жанровых интересов был слишком велик, а мне хотелось именно вот того самого, мясного, трэшового, вульгарного и притягательного одновременно. Здесь меня очень выручили сборники «999», «Темная любовь» и «Кровь? Горячая!». В своем роде это уже культовые антологии, думаю, любители хоррора их знают. Там много по-настоящему крутых рассказов, и несколько самых любимых моих сплаттер-историй — именно оттуда. Если не забуду, подробнее расскажу, какие.

Надо сказать, эти антологии на рубеже нулевых были действительно какими-то особенными: страстными и страшными, жуткими и одновременно насыщенными. Я вообще безумно люблю рассказы, но не могу припомнить, какие бы еще сборники оставили такое же сильное впечатление. Может, еще «Империя мрака», купленная мной то ли в 1992 году, то ли в 1993, в которой я до дыр зачитала абсолютно безумный «Мы все — одна семья» Октавии Батлер.

После Лаймона и Баркера, сплаттерпанк попадался мне, в основном, в виде отдельных рассказов. Я познакомилась с Джеком Кетчамом и Эдвардом Ли (кто ж не читал «Девушку-личинку из тюрьмы мертвых женщин»), Лансдэйлом, Шоу и Ширли. Сплаттерпанк редко переводят на русский, а читать на английском мне не оч комфортно, поэтому самое вкусное проходило мимо.

Затем мне повезло. Сначала Флибуста одарила меня долгожданным трэшем авторства Брайана Смита («Порочный»), затем я набрела на паблик «Сплаттерхаус», где выкладывает свои переводы Андрей Локтионов.

И вот тут мясной мир сплаттепанка и экстремального хоррора заиграл новыми красками. Это уже был не Лаймон, старый и любимый, как поношенные тапочки. И столь же целомудренный. «Новая волна» оказалась куда жестче, кровавее, веселее и злее своих предшественников. Эдвард Ли и Рэт Джеймс Уайт, Моника Джей О'Рурк и Шейн Маккензи. «Генитальный измельчитель» и «Атака обдолбанного Бигфута». В идеале я хотела хотя бы кратенько отписаться о них всех, и о романе Каррэна «Мертвое море» я уже писала, хотя, лол, это как раз не сплаттерпанк, но зато оттуда. Заодно я еще прочитала «Биоугрозу» того же автора, которая по-прежнему не сплаттерпанк, но уже куда ближе.

Но, конечно, это не стоит считать реком. Я даже не знаю, как рекомендовать, например, того же Эдварда Ли нормальным людям, или «Генитальный измельчитель», который действительно прекрасен ровно в той степени, как это обещает название. Если брать лайт-вариант, то мне очень приглянулся «Муэрте Кон Карне» Шейна Маккензи, я слышала, его должны экранизировать, к сожалению, есть только достаточно давний трейлер, но даже он прекрасен, как иллюстрация. И, кстати, у того же Маккензи есть совершенно дивный рассказ, и я о нем обязательно расскажу чуть позже.

tbc

@темы: я, сплаттерпанк, любимое, книги

URL
Комментарии
2017-06-23 в 09:19 

Сарт
Битие определяет сознание.
прочитал сначала слатерпанк, задумался:lol:

2017-06-23 в 09:26 

LenaSt
Не стоит распыляться ради людей, которые не хотят видеть в тебе <s>божество</s> достойную личность (с)
Сарт, футакимбыть, чо :lol:
Хотя, в целом, учитывая специфику жанра...

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Все оттенки черного

главная