Что-то мне последнюю неделю жутко не везет на приличные книги… Со времен куковской «Тьмы всех ночей» я дважды умудрилась вступить в… Короче, в Робин Хобб и А. Маринину.
Хуже всего было с Хобб. Один приятель как-то раз подарил мне «Золотого Шута». Мне все друзья всегда дарят книги, потому что это для меня – лучший подарок. Как учили героиню «Унесенных ветром» - настоящая леди может принимать от мужчины в подарок только цветы, конфеты и книги. Я, наверное, по их меркам вообще просто суперледи – потому что не принимаю в подарок даже цветы и конфеты. Но книги… Книги – это совсем другое .
Так вот, лежал-лежал у меня подаренный «Шут», и тут мне стукнуло его прочесть – Куком я уже слегка наелась, но фэнтези почитать еще было настроение. И это был… тихий ужас. Ничего более гадостного я не читала, пожалуй, со времен «Прекрасная Катрин и чего-то там еще». Ну да… я читала женские романы в подростковом возрасте – и много. В основном выискивала там про секс, потому что мое отрочество пришлось на то смутное время, когда все уже поняли, что секс в нашей стране вроде как имеется, но вот как им заниматься, а главное – как об этом рассказать, – еще нет. Хотя … если уже быть до конца справедливой, то некая искра в «Катрин» (а может и не в ней ) была … Меня, например, жутко доставлял момент, когда ее выдали замуж за кастрата. Он ее жутко хотел (чем?), но, понятное дело, не мог. Это была жесть. Поэтому он трахал ее подручными средствами. Честно говоря, я уже и не помню – было ли там про «подручные средства» или я это сама придумала… Эх, деццво золотое… невинность .
Но вернемся к нашим баранам – Робин Хобб. Я как-то даже затрудняюсь сказать о чем ее книга, потому что сама этого толком не поняла. Вообще, такое четкое впечатление сложилось, что ни о чем. Я такие книги называю «паровозиками». В моем переводе «паровозик» – это когда у автора нет ни идеи , ни концепции, ни внятного сюжета – а писать надо. То ли талант муляет, то ли издатель-агент в рот ебет, то ли времени дохрена, то ли все вместе – но человек садится и пишет. Из воздуха. А выглядит это так. Он извергает из себя первое предложение. В таких вот случаях именно оно – главное. Потому что это - паровоз, который тащит на себе все остальное повествование. А дальше проще. Автор цепляет к «паровозу» строчку за строчкой, фразу за фразой и в скором времени, в зависимости от градуса вдохновения и количества затраченного времени, получается такой себе «литературный состав».
читать дальшеЭтот состав ни с чем не спутать. Его отличительная черта – ужасающая, нет, кошмарная затянутость повествования. К примеру, когда в «Шуте» на восьмисотой странице (я не преувеличиваю) закончилась подготовка к балу (!) – самому балу, по-видимому, посвящен второй том этого произведения… для меня это было слишком. Как я понимаю, это ведь именно благодаря Хобб пошла мода рядить женские романы в фэнтезийные обертки? Типа, дамы нынче стали эмансипе и все прочее, и «традиционное» женское чтиво нынче не в фаворе, а «заточил» под другой жанр – и красота! Все счастливы. Нет, я совершенно не против дам-писательниц, я знаю среди них множество достойных. Да и вообще, я всегда думала, что книги бессмысленно делить на "мужские" и "женские" — только на те, что либо нравятся, либо — нет. Но вынуждена констатировать, что "дамские романы", охватывающие "мультижанровость" — серьезно дискредитировали это мое убеждение. И знай я, что Хобб — женщина, серьезно бы подумала: а стоит?
Это не шовинизм, это защитная реакция.
Причем, оно мало того что затянуто – оно еще изобилует просто дичайшим количеством деталей. Там описано ВСЕ – лучики на зеркалах, крупинки пыли в воздухе, паутинки кружавчиков – каждая ниточка в отдельности. Герои без конца совершают какие-то бесполезные для повествования телодвижения… все время ходят, вздыхают, шепчут, чешутся, сморкаются, расхаживают по комнатам, любуются их убранством, пырятся на картины, что-то едят, примеряют какой-то шмот, ведут пустопорожние разговоры – и все это просто в чудовищных, совершенно НЕВООБРАЗИМЫХ подробностях. Такое чувство, что это замаскированное пособие для инопланетян «Как достоверно прикинуться хомо сапиенс: пособие для чайников». В общем, к концу романа я настолько одурела от всех этих деталей, что просто потеряла нить повествования. Уже потом до меня дошло, что, собственно, именно на это автор и рассчитывала. Потому что нити там и не было никогда, ИМХО. Одни обрывки...
Избавившись от вышеуказанного творения, я взялась за новый роман Марининой «Личные мотивы». Вообще, раньше я с удовольствием ее читала – именно ранние книги. Мне нравилось, что написано легко и занимательно. И необременительно. Потому что, к примеру, Умберто Эко, конечно, великий писатель – но зачем же людям мОзги ломать ? Это шутка. Нет, я не сравниваю Маринину с Эко. Или Донцову с Андахази или Сарамаго…. Кстати, об Андахази – думала прочесть «Анатома», но не пошло. Не потому что книга неинтересная (как книга про клитор может быть неинтересной?) , просто потому что ее время для меня еще не пришло…
Маринина меня убила… как она могла так исписаться за такое относительно короткое время? Это уже не детектив, не драма, не современная проза… Это что-то наподобие лытдыбра в стиле: «попидовал с утра в магаз купил сцуко криведок». Это прямо заговор какой-то… Ее герои тоже слоняются из угла в угол и занимаются прокрастинацией, вместо того, чтобы как-то двигать сюжет. И видно, что каждой строчкой Маринина словно говорит: «мне было тааак неохотааа этааа все писааать. Но жиииизнь – онааа таааакая хууевая, вооот мнеее ииии прииииишлось себяя заставить».
Она этой книгой прямо сама себя изнасиловала. А заодно и читателя…
В общем, я даже и не знаю, чего бы мне теперь такого почитать… Я была нацелена на «Песнь Льда и Пламени» Мартина, «Кровь и Железо» Аберкромби или «Фурий Кальдерона» Батчера – хотелось чего-то такого, - героического, эпического, жестокого и кровавого. Но сейчас я уже как-то и не уверена в этом. Вследствие моего гриппа, недосыпа, а может и после чтения многоуважаемых Хобб и Марининой , — мои мозги высохли и теперь маленьким гремящим комочком катаются по черепной коробке, противно шурша.
Вполне в моем стиле, - четыре книжных шкафа ломятся от книг бумажных, жесткий диск нетбука – от электронных. А почитать нечего …