Вот сколько читаю
Жана-Кристофа Гранже, и все хочу выразить. Нет, ничего плохого о его книгах сказать и не могу, насилие кошерное, динамика есть, читается бодро. Но сюжет? Блеать, сюжет! Вчера ради эксперимента кратенько пересказала А. фабулу «Леса мертвецов», он сказал: «Пива больше не дам». Это ящитаю, квинтэссентная реакция на содержание сюжетных линий Гранже.
Такое чувство, что он, садясь за творчество, прикидывает: а напишу-ка я про маньяка. Да. точно. Про манияка будет хорошо и кошерно, читатели любят триллеры. И расчлененка будет, отлично получится.
И пишет. Но примерно на середине ему начинает казаться, что читателю скучно. Ну, думает Гранже, читатель уже заскучал, того убили, сего убили, расчленили, съели, конечности оторвали и раскидали повсюду, банально и повседневно. Маньяк этот какой-то мутный, неинтересно, накал теряется. Надо поддать.
И поддает.
Берется могущественная организация (террористическая, правительственная, а лучше — чтобы сразу), но ключевое: могущественная. И кладется в повествование про маньяка. Повествование тут же начинает играть новыми красками. То есть, маньяк уже не просто так, там идет целая замута размером с цунами. Интрига кипит и выплескивается из авторского котелка.
Так продолжается еще треть книги.
читать дальшеСтоп, думает Гранже. Нет. Скучно, товарищи, скучно. Ну организация (правительство), ну масштабные преступления против человечества, пытки там, теракты — но кого сейчас этим удивишь? Банально. Надоело. Надо усилить, обогатить сюжет, придать ему остроты.
И он усиливает и затачивает. Если до этого сюжетная линия просто жгла напалмом, то после усиления она начинает излучать радиацию мегарентгенами прицельно в читательский моск.
Теперь организация не просто преступна. Она лелеет глобальный замысел, это теперь не просто пир духа отдельно взятого индивидуума, но целая теория заговора, оплетающая своими незримыми (но кровавыме) нитями страны и континенты.
И так еще четверть книги.
Эх, думает Гранже, перед тем как запилить финал. А маньяк где? Где, я вас спрашиваю? Куда он делся? Я ж вроде с него начинал, он точно где-то тут был, я помню. И принимается искать маньяка автопоиском в ворде. Откопав его где-то в начале, он недрогнувшей рукой сует его в конец.
Это логично, поскольку ГГ у Гранже не Господь Бог, способный низвергнуть огненный дощ на диктаторов, масонов и прочие темныя силы, правящие миром. Все что он может — это в меру своих скромных сил дотянуться до конкретного отдельно взятого манияка и изничтожить его, поганца такого, тем самым привнеся в мир некое подобие равновесия.
Взмокший от напряжения читатель ждет. Гранже чешет в затылке, заносит руку над клавиатурой. И замирает. Что же это, думает он, манияк известен, теория заговора известна, это что же, у меня, получилась скучная книга?! ЧИТАТЕЛЬ НЕ БУДЕТ УДИВЛЕН?расрас.
Такого быть не может, потому что не может быть никогда!
Гранже злорадно сверкает глазами, засучивает рукава и решительно вписывает финал, в котором манияк вообще не манияк и не то что вы подумали. Нет, то есть, он каг бэ и манияк, но все что было до этого НЕ РОЛЯЕТ! С САМОГО НАЧАЛА ВСЕ БЫЛО СОВСЕМ ИНАЧЕ, ПОНЯЛИ, СУЧЕЧКИ!!!
Понял, думает ошеломленный читатель и роняет книгу, придавленный буйством Гранжевской фантазии.
Финита!
Но я сиравно его люблю. Чувак не ищет простых путей и примитивных манияков. В его размахе чувствуется родное «Остапа несло», и это внушает симпатию. Кстати, есть еще Франк Тилье, который мне очень-очень нравится. И он тоже не гнушается игрой в теории заговора, но тем не менее, получается у него это бодро, свежо и радостно. Как всегда говорит Гордон Рамзи в моем любимом телешоу: ПОКАЖИ МНЕ СВОЮ СТРАСТЬ!
Вот чего-чего, а страсти французам не занимать.