Как я люблю писать: впечатления смешанные, я специально дала им «отлежаться».
С одной стороны, только представьте — семейная сага, охватывающая почти весь ХХ век — от свежереволюционного 1919-го и до сумрачных 90-х. Три истории женщин, так или иначе связанных с Лазарем Линдтом, гениальным академиком, за литературной личиной которого легко угадывается Ландау. При этом сам он не центральный персонаж, а некое связующее звено, нить, объединяющая три судьбы: Маруси, первой любви Линдта, Галины, его жены и Лидочки, его внучки. И все это на фоне смены эпох, которые, к слову, прописаны не очень внятно, исполняя больше роль декораций, но это как раз простительно, учитывая намеки, что наш всевидящий автор — кто-то из потомков этой семьи.
Сами истории выписаны очень — не люблю это определение, но тут не обойтись — вкусно. Выпукло, ярко, осязаемо. Вообще читается «Женщины Лазаря» очень приятно, даже несмотря на некоторую старомодность и местами
отсутствие вкуса неуемную сахарность. Вот эта простота, житейскость, понятность героинь, их образа мыслей отличает роман Степновой почти до самого финала (к сожалению, почти, в этом плане финал там не самый удачный).
читать дальшеНо вот эта старомодность и есть для меня ключевым недостатком. «Женщины Лазаря» написан романтично. Даже слишком. Местами выглядит так, будто некоторые эпизоды писала Чарская, которая каким-то макаром дожила до десятых годов XXI столетия. И человеку эпохи #metoo читать это довольно непросто. Я вот, например, так и не поняла снисходительно-оправдывающего тона Степновой в отношении Лазаря Линдта. Он премиальный мудак, эгоистичный, самовлюбленный мужлан, всегда ставящий в первую голову только собственные интересы. И хотя я понимаю, что это невозможно вменить в вину автору, серьезно, это такие вещи, которые считываются на уровне интуиции — я вижу, что Степнова не считает своего персонажа уродом. А я считаю. И мне было безумно сложно выдерживать ее ненавязчивые согласительские интонации. Кто-то скажет: дафак, чего ты ожидала от книги, которая называется «Женщины Лазаря», когда акценты максимально четко отражены в самом названии — и я даже согласна с этим, но все равно, я читатель, мне можно ебать мышей.
При этом некоторые эпизоды в книге прямо ну очень хороши, — эмоционально и стилистически. Но сами истории неоднородны, есть самая выразительная, самая полнокровная, такое впечатление, что выстраданная — история Галины Петровны Линдт, более приглушенная, — история Маруси и самая скомканная, самая небрежно выписанная — история Лидочки, без которой, мне кажется, вполне можно было и обойтись, просто Степнова явно хотела «замкнуть» свою сагу, довести ее до закономерного хронологического финала, показать три поколения, три характера, три образа жизни. Что ж, вполне ее право.
Но если взвешивать все «за» и «против» романа, то «Женщины Лазаря» среди меня все же достаточно уверенное «да».