Это еще одна книга, изданная Полтергейст Пресс, как и «Темная лощина», про которую я уже
писала. И нет, мне не платят за рекламу, просто именно независимые издательства сегодня уделяют внимание изданию и переводу жанровой литературы. Особенно такой специфической, как сплаттерпанк, бизарро, экстремальный хоррор и проч. Можно сколько угодно рассуждать, что постмодернизм стер рамки между «большой» и «жанровой» литературой, но по факту ситуация пока еще далека от выравнивания.
А я очень люблю именно жанровую литературу. И люблю сплаттерпанк, который бы никогда не состоялся как жанр без Эдварда Ли. Баркер положил начало сплаттерпанку и сделал его жестким, кровавым, холодным и страшным. Сплаттерпанк EdwardLee_edition получился кровавым, жестоким, сатиричным и смешным. Юмор, сатира и ирония — отличительные черты стиля Эдварда Ли, причем, в широчайших аспектах, от черного юмора и сатиры, как в «Головачах» до стеба и абсурда, как «Роголоме». Иногда Ли немного снижает градус укура, отходя от чистого сплаттера, и тогда на свет появляются истории наподобие «Ужаса Иннсвича», где Ли с присущим ему мировоззрением экспериментирует с лавкрафтовской мифологией, или вот
«Глушь».
читать дальшеОбеспеченная вашингтонская адвокатесса Патриция Уайт отправляется в глушь, в городишко Аган-Пойнт, где найден мертвым муж ее сестры. Не просто мертвым, а обезглавленным. И не просто обезглавленным, все куда как интереснее... И дальше все, как мы любим: глухие места, где люди живут по своим законам, местные отморозки и мистика (я, к слову, очень люблю, когда Ли берется за оккультные и мистические мотивы). При этом все очень в стиле Ли — вот у нас забытое богом захолустье, это обязательное условие, Ли обожает определенную герметичность, место действия у него играет роль не менее важную, чем его персонажи; вот у нас отбитые white trash, вот копы различной степени грязности, вот местные обитатели не от мира сего, погруженные в свой особый уклад, но вовсе не настолько беззащитные, как может показаться; вот столичная штучка, офигевающая от нравов глубинки и с собственным скелетом в шкафу. И все это приправлено неизменной авторской иронией и его излюбленным приемом, когда всем сестрам раздадут по серьгам, а некоторых догонят и еще дадут. Кстати, в финале Ли оставляет легко считываемую отсылку к первому «Головачу», и это просто неимоверное мимими.
При этом «Глушь» получился не вполне канонiчным Lee-сплаттером, несмотря на то, что там щедро отсыпано иронии, секса и некоторой жести, а также его фирменных white trash, без которого не обходится ни один его роман. «Глушь» его более смягченная версия при минимуме традиционного для жанра шок-контента, при том, что все коронные фишечки Ли вполне себе на месте. И поэтому, мне кажется, «Глушь» идеально подойдет именно для знакомства с творчеством Эдварда Ли. Ну, чтобы подготовить к более тяжелой артиллерии. Ну и не только для знакомства, просто потому что она: а) интересная; б) динамичная; в) кинематографичная; г) а еще там есть почти кинговские мотивы, но это уже будет жирный спойлер.