«Киномания» Теодора Рошака — это, конечно, книга-гигант, книга-культ, потрясающий роман, что называется, задающий недосягаемой высоту планку. Ну, «Киноманию» многие знают, уверена. Одна из немногих книг, про которую я могу сказать: я завидую тому, кто ее еще не читал.
Чувак, у тебя все впереди: это ощущение тайны, тягучее и жгучее одновременно, увлекательное путешествие в мир кинематографа, отсылки к культовому «Сердцу тьмы», истории о кино, да, Рошак писал, в первую очередь, именно о кино, и киномания — это не жажда, охватившая его героя, это сама суть повествования. Именно кино — тут полноценный и, пожалуй, главный герой.
Киновед Джонатан Гейтс одержим таинственным гением кино, режиссером Максом Каслом, чье творчество было необыкновенным, притягательным и чудовищным.
В общем, понятно, что «Киномания» понравилась мне очень, кроме того, что она в точности соответствует моим вкусам, она обладает ценным и редким качеством — она не снижает градус интриги, она никогда не раскрывается полностью и не разочаровывает до самого конца. Конечно же, закрыв ее, я подумала: чорд, хочу еще!
И вот что касается «еще». Ниже я скажу о похожем или напоминающем "Киноманию". Субъективно, конечно же, исключительно субъективно.
читать дальше1. «Ночное кино» Мариша Пессл. Тоже довольно известная книга, хотя, конечно, и близко не масштабов «Киномании».
История о том, как расследование смерти молодой пианистки приводит к ее отцу, легендарному кинорежиссеру Кордове, который известен всяким, вроде как гениален и дофига таинствен.
Сразу скажу, для меня это — "нет". «Ночное кино» мягко стелет, но спать довольно жестко, а послевкусие после прочтения и вовсе больше в духе «серьезно?». Это достаточно увлекательный, добротно собранный триллер, пускающий пыль в глаза тем, что пытается имитировать ту наполненность и глубину, которые отличают «Киноманию». Но на самом деле «Ночное кино» довольно средний роман-однодневка, чья проблема в том, что он совершенно зря старается "косить" под «Киноманию», что, в итоге, все и портит, потому что сходства, на самом деле, нет.
Больше того, попытка прикинуться К. сослужила «Ночному кино» плохую службу, убив даже то самобытное, что в нем было. Автор сама буквально напросилась на сравнение с романом Рошака, от названия до попыток придать роману "киношный" антураж. Чо, жила-была девочка, самавиновата.
Пессл разбирается в кино примерно так, как я — в квантовой физике. И если я примусь писать что-то, требующее познаний в этом предмете при помощи гугла, литра пива и такой-то матери, — у меня получится нечто подобное. Квелое, пресное, надуманное и старательно-дилетантское. И сколько скринов с ютуба я ни пихну в книгу — лучше от того она не станет. Так и с «Ночным кино». Это попсовая версия «Киномания» с укороченным объемом, упрощенной донельзя интригой и великим сиянием чистого разума героини, которой даже смерть не помешала стать образцовой до ломоты в зубах мерисьей. И да, мне неблизка непалевно продавливаемая автором мысль про то что особенные небыдло-люди заслуживают чего-то особенного, как в смерти, так и в жизни — чувств, отношений, любви, поступков — таких, которые недоступны серой скотинке. Прости, Мариша, но мимо.
2. «Усмешка тьмы» Рэмси Кэмпбелл. Моя последняя книга-2017.
Киновед и критик Саймон, отягощенный общей неустроенностью и неуверенностью в себе, получает грант на написание книге о комике по имени Табби Теккерей, когда-то известном, но ныне забытом. И, как оказалось, забытом не зря.
А вот это уже мое "да", и приятное завершение года. Да, бесспорный плюс, что Кэмпбелл достаточно удовлетворен собственным культовым статусом в жанровой литературе (Рэмси — один из современных столпов хоррора, мб не такой раскрученный в русегменте, как Кинг или Маккаммон, к примеру, но все же) — и оттого не жаждет бежать за Рошаком двадцать кварталов, как Пессл, чтобы доказать, что он может не хуже. Кэмпбелл не стремится совать читателю под нос псевдокиношный антураж, пытаясь тем самым придать больше колорита и атмосферы. Напротив, он выстраивает повествование довольно специфично, "подстраивая" роман под состояние своего героя, что, на мой взгляд, бесспорно фича, а не баг.
Плюс жанр позволяет «Усмешке тьмы» быть предельно укуренной, чего не могла себе позволить Пессл, неспособная раздвинуть заданные себе самой же жанровые рамки. Рэмси манипулирует читателем, обманывая его и кривляясь, под конец превращая роман в фантасмагорию.
Да, «Усмешка» в чем-то тоже следует тропу, обозначенному «Киноманией», но это самостоятельный и оригинальный роман, который не пытается заигрывать с фанатами К., а предлагает свой путь, полный мистики и сюра. В принципе, Кэмпбелл, по сути, словами через рот признается на страницах "Усмешки", что объектом вдохновения для него послужил рассказ Томаса Лиготти, «Последний пир Арлекина» (признаться, я заорала от восторга, когда увидела отсылку в романе, я безумно люблю этот рассказ, он невероятно крутой).— и это ощущается в полной мере.
Да, сходства с «Киноманией» в «Усмешке тьмы» в разы меньше, чем в «Ночном кино», но это и к лучшему.
3. «Сигаретный ожог» Джона Карпентера. Дад, это не книга, это фильм, точнее, серия «Мастеров ужаса» от одного из моих любимых режиссеров.
Страшная и притягательная история о том, как Норман Ридус ищет фильм одного европейского режиссера, кинопленку, которая сводит посмотревших ее с ума.
Да, Карпентер не впервые обращается к подобной тематике, у него есть отличный полный метр, посвященный в чем-то сходной теме, «В пасти безумия», но «Сигаретный ожог» мне нравится больше, вот этим своим концентрированным ощущением страшной тайны и болезненным лаконизмом.
И вот это оно, это точное попадание, и хотя С.О. невозможно сравнивать с таким монументальным трудом, как К., но тем не менее, когда мне хочется этой необыкновенной атмосферы, сладкого ощущения страха, — то я могу перечитать «Киноманию», а могу — пересмотреть «Сигаретный ожог».
божестводостойную личность (с)